Печать
PDF

ПЕРВЫЙ РАЗ... В ДЕТСКИЙ САД!

Автор статьи:  Нина Старк  

 

Вот и наступил сентябрь, закончилось жаркое лето, отпуска, дачи, но началась еще более «жаркая» пора для некоторых родителей – пора, когда ребенок впервые идет в детский сад.

В этот период родителям не только приходится столкнуться с перестройкой режима, но и с первым серьезным процессом адаптации ребенка. До этого малыш находился всегда в знакомой обстановке, режим дня был один и тот же, все было привычно и понятно и, что самое главное, рядом всегда была мама или кто-то из близких родственников. И вдруг он попадает в новое место с совершенно другими правилами, другим распорядком дня, другой едой, и чужими людьми вокруг.

Процесс адаптации для любого человека всегда сопряжен со стрессом. Что же говорить о ребенке, который в первый раз выходит из родительского гнезда в социум. Процесс это не быстрый и занимает от 1 до 3 месяцев. В сложных случаях адаптация к детскому саду может длиться до полугода.

Как же может проявляться стресс у ребенка, адаптирующегося к саду:

-         плачет утром когда просыпается и понимает, что надо идти в сад;

-         капризничает и отказывается расставаться с родителями в саду;

-         отказывается контактировать с другими детьми и воспитателями;

-         не ест, отказывается спать;

-         повышается уровень агрессии дома;

-         становится более плаксивым, чем обычно;

-         снижение иммунитета – частые простуды;

И это, конечно, не полный список трудностей, с которыми можно столкнуться.

Как поддержать ребенка в период адаптации к саду? Как снять хотя бы часть стресса, который он испытывает?

Во-первых, обеспечить плавный вход, когда первые несколько дней мама остается в саду вместе с ребенком и либо  (если это возможно) проводит время с ним в группе, либо сидит в раздевалке, так что он в любой момент выйти и увидеть, что она здесь. Если вы знаете, что ваш ребенок отличается повышенной чувствительностью, можно обеспечить плавный вход, с каждым днем увеличивая на час время пребывания в саду, начать можно с 1 часа. Во-вторых, радоваться встрече после детского сада, обнимать и целовать ребенка, говорить как вы рады его видеть и соскучились.  В-третьих, проводить по возможности больше времени с ребенком, уделять ему больше внимания: ходить на прогулки, играть в игры, посещать интересные места вместе после того, как вы забрали его из детского сада. В-четвертых, позволять ребенку сбрасывать накопленное напряжение по возвращении домой в подвижных, активных играх. Для примера игра «Кошки-мышки».  Садитесь на пол, обнимаете ребенка и даете инструкцию: «ты мышка, тебя поймала кошка, тебе надо выкрутиться из кошкиных лапок”. Ребенок должен не просто руками, а всем телом выкручиваться из ваших объятий. Вы должны давать ему посильное сопротивление так чтобы в результате он все-таки выкрутился. Это упражнение помогает заземлить ребенка и дать ему ощущение успешности, что крайне важно в период адаптации.

Пример из практики: Мария обратилась за консультацией по поводу дочки Василисы (3 года). Уже несколько недель Василиса сильно плакала перед расставанием с мамой в детском саду. По результатам встречи Марии была рекомендована техника «Карта». Каждое утро, перед походом в детский сад Мария должна была брать листок бумаги, сажать Василису рядом, и рисовать Сад (в виде домика) и дальше дорожку ведущую от этого домика к другому домику  «Мамина работа», дальше в «Магазин» и т.п., затем дорожка должна возвращаться обратно к Саду на рисунке. Все это рисование сопутствует рассказу, например «Сейчас мы пойдем с тобой в Сад, там я тебя оставлю и пойду вот сюда на Работу, потом зайду вот сюда в Магазин, куплю тебе вкусных пряничков, а потом вернусь за тобой в Сад. Эту карту мы сложим и положим тебе в карман, если что ты можешь достать ее и посмотреть где я.”  Спустя пару недель выполнения упражнения, капризы прекратились, и Мария смогла спокойно отводить Василису в сад.

Ребенок имеет свое восприятие, не похожее на восприятие взрослого человека и когда мама оставляет его в саду, он переживает, что мама исчезнет насовсем. У него еще нет представления о том, что если он не видит маму, она все-равно где-то есть. Когда у него в карманчике лежит рисунок, он представляет, где находится мама, в его сознании она никуда не исчезла.

Конечно в статье можно привести только общие рекомендации -  каждый ребенок и каждый случай индивидуален, и к нему необходимо подобрать свой ключик – свой подход. Поэтому если вы видите, что процесс адаптации вашего ребенка к детскому саду затянулся и чувствуете, что своими силами задачу решить не получается, рекомендуем вам обратиться к компетентному детскому психологу за консультацией, чтобы тратить меньше сил и нервов, которые вам еще пригодятся вплоть до следующего лета.

Joomla