Печать
PDF

ВОЗРАСТ, В КОТОРОМ РАЗВИВАЕТСЯ ВООБРАЖЕНИЕ 

Автор статьи Светлана Смирнова

 

Для начала давайте задумаемся: а зачем нам нужно воображение? В возрасте от 4 до 8-10 лет оно помогает справляться со всевозможными ситуациями этого мира. Ведь детская игра – это, прежде всего, символическое отражение того, что происходит в реальности. Возможность пережить иногда довольно сложные ситуации. Наверное, замечали: ребёнок, приходя из детского сада, часто бежит в свою комнату и там начинает разыгрывать какие-либо сражения. И в этой игре скидывает то напряжение, которое накопилось в саду из-за невозможности ударить кого-то, когда хочется, или возразить воспитательнице. Ребёнок сдерживается, поскольку понимает, что драться плохо, и перечить взрослому тоже не очень-то хорошо, но напряжение все равно остаётся. И тогда на помощь приходит воображение. И вот уже не мальчишки, а враги и куча динозавров (собственные негативные эмоции) разрывает их на части. Если взрослый понаблюдает дальше за этой игрой, то заметит, что часто потом появляется какой-нибудь положительный персонаж, усмиряющий динозавров (так как хорошим быть всё-таки приятнее, чем плохим). Таким образом воображение помогает нам справляться со сложными ситуациями. И когда мы взрослеем, люди с развитым воображением намного быстрее находят выход из сложных обстоятельств или способ справиться с ними.

Так же люди с развитым воображением могут найти нестандартное решение, когда это нужно, взглянуть на ситуацию с другой точки зрения. Именно оно играет ведущую роль в таких психических процессах, как моделирование, планирование, творчество, память. Современные учёные начинают бить тревогу, т.к. чем моложе поколение, тем реже встречаются люди с развитым воображением и навыками нестандартного мышления. Всё больше людей, которые могут действовать в рамках шаблона и испытывают большие трудности в выработке другой стратегии поведения, если ситуация меняется. Что же происходит?

Возраст, когда воображение развивается активнее всего, от 5 до 6,5 лет. В эти полтора года очень важно играть, выдумывать разные сюжеты и истории, рисовать рисунки из страны фантазии. В этой стране у кошки может быть 10 ног и пропеллер. Но именно в этом возрасте многие родители, считая игру бесполезным баловством, пытаются занять ребёнка полезными занятиями для подготовки к школе. А любые полёты фантазии считают неправильными, т.к. к школе нужно знать множество реальных, а не воображаемых фактов.

Пример из практики: Девочку привели к психологу с запросом на сложности в высказывании  своего мнения, повышенной стеснительностью. В 6 лет у неё была очень слабо сформирована ролевая игра. Сюжеты не разворачивались. Ограничивались простыми действиями: принцессы одеваются, кони скачут и т.д. При совместной встрече с мамой девочка начала в небольшой замок расставлять принцесс, на что тут же получила комментарий от родителя: «Ну как же они у тебя такие большие будут спать в таком маленьком замке.» После чего она тут же свернула игру и предложила маме посчитать этих принцесс. Мама искренне не проводила связи между сложностью её ребенка в спонтанном проявлении себя и сложностями с ролевой игрой.

Что же делать, если вы узнали себя в вышеприведённом примере? Прежде всего, принять тот факт, что именно в игре в этом возрасте происходит основное развитие ребёнка. Не надо путать занятия для подготовки к школе и занятия, направленные на развитие фантазии и воображения. В игре небо может быть зелёное и десять тысяч принцесс жить в одном маленьком замке. А для школы изучаются факты и небо, конечно же, голубое.

Еще один важный факт нашей реальности – большое количество готовых игрушек. Ведь раньше простая палка могла стать и конём, и мечом, и волшебным посохом, и поездом, и мостом… А сейчас многие дети даже не очень понимают слова «понарошку», «как будто». Такие диалоги очень часто происходят при общении с современными детьми:

- А  как же я буду варить суп, если нету кастрюли?

- Ну, представь, что вот этот маленький кубик как будто кастрюля.

- Как это?

Что можно корректировать в этом случае: Подсовывать детям всякие объекты окружающего мира и поддерживать их в стремлении что-то во что-то превратить. Например, картонная коробка и пара тряпок могут превратиться и в парусник, и в уютный дом, и в космический корабль, и в ковёр-самолёт.

Отдельный удар по развитию воображения наносит большое количество просмотров мультиков и игр. Ведь всё это – готовые продукты чужого воображения создателей этих продуктов. И, видимо, большинство этих сценаристов, режиссёров и мультипликаторов с 5 до 6,5 лет активно играли и развивали это важное качество. Но дети, смотря мультик, не развивают своё собственное воображение.

Что делать: Следить за тем, чтобы после просмотра ребёнок играл в сюжет мультфильма или игры. Если играет и вносит свои изменения в происходящее, то собственное воображение включается. Если просто просмотрел и все – значит слишком много времени занял просмотр и пошло пассивное восприятие. Тогда лучше разбить большой мультик на куски с перерывами. Так же важно читать книги вслух. Ставить аудиокниги. Ведь прослушанный текст включает собственное воображение очень быстро. Потом можно дать задание нарисовать какого-нибудь персонажа книги или какое-нибудь событие из прослушанного текста.

Надеюсь, что благодаря нашему родительскому пониманию и созданию условий адекватных задачам возраста, воображение станет важной базой в развитии наших детей и надёжным трамплином в их успешность в будущем.

 

 

Joomla